Существуют два базовых вида кофейных культур. При этом растения одного и того же вида могут произрастать в различных странах. Оттенки климата, в котором зреет кофе, а также состав почвы, на которой выращиваются деревья, весьма существенно влияют на вкус кофейного зерна.
Большинство мировых запасов кофейных бобов дают культуры двух видов.
- Арабика. Так называются плоды аравийского кофейного дерева. Оно имеет свыше 50 различных сортов.
- Робуста. Второй по популярности сорт кофейных зерен обязан своим появлением культуре под названием канефора робуста.
Арабика – самый древний из известных и употребляемых видов кофе. Она произрастает не только на Аравийском полуострове, который и дал название сорту, но и в Южной, а также в Центральной Америке. Эти кофейные деревья предпочитают высокогорные местности, смену дождливого и жаркого сезона. Они плохо переносят холод и различные болезни.
Зерна арабики имеют высокую насыщенность маслами, которые и обеспечивают узнаваемый мягкий и нежный вкус напитка. Его оттенки различаются не только в зависимости от сорта, но и погодных условий, в которых вызревали бобы, поэтому вкус кофе даже в пределах одного сорта может изменяться. Зернами арабики обеспечивают около 75% мирового потребления кофе, они употребляются самостоятельно или в составе купажей.
Зерна робусты содержат гораздо больше кофеина и аминокислот, а высокое содержание хлоргеновых кислот придает характерную вяжущую горечь зернам. Поэтому кофейные бобы этого вида подвергают предварительной обработке, которая смягчает резкий вкус. Робуста, в отличие от арабики, крайне редко употребляется в чистом виде, чаще ее добавляют в смеси для придания большей крепости. Кроме того, робуста дешевле, из-за неприхотливости и простоты выращивания, поэтому смешивание сортов удешевляет стоимость готового продукта.
Оба вида кофейных зерен являются базовыми. Каждый вид представлен множеством сортов. Они смешиваются в разных пропорциях, создавая купажи с оригинальным вкусом и ароматом. Разнообразие вкусовых оттенков можно варьировать как угодно, поэтому богатство кофейной палитры, поистине, неисчерпаемо.